Не секрет, что 10% людей никогда не совершат преступления, 10% совершат его, какие бы кары им за это не грозили, ну а 80% пойдут на правонарушение в случае создания соответствующих условий и при наличии уверенности в своей безнаказанности. Мобильная связь как раз и создает идеальные условия для совершения мошеннических действий. Мошенники работают по простой схеме. Сначала звонят наобум, для конспирации, с телефона, номер которого не определяется. Если понимают, что на другом конце провода потенциальная жертва, представляются сотрудниками милиции или прокуратуры. Узнают адрес, подсылают человека, который специально одевается неброско и, как правило, носит тёмные очки. Дальше - дело техники: прийти и забрать всё, что готовы отдать перепуганные люди. В настоящее время участились случаи обращения граждан и в ОВД по г.Шимановску и Шимановскому району по факту мошеннических действий, совершенных в отношении граждан телефонными мошенниками. Так, 20.11.2010 года примерно около 23 час.30 мин. гражданке В. на телефон поступил тревожный звонок. Голос в трубке сообщил традиционное - это адвокат и что ее сын попал в беду (совершил ДТП - сбил человека) - необходимо его выручать, дав взятку в сумме 200 тысяч рублей. В панике пенсионерка перевела свои последние деньги в сумме 70 тыс. рублей через сбербанк России на указанный счет. По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие. Пожилые люди у нас обделены вниманием, им необходимо общение, они стараются помочь своим родственникам. Бесшабашно бросаются на помощь, не пытаются связаться с родственниками. Но, несмотря на многочисленные предупреждения, доверчивые граждане продолжают попадаться на уловки мошенников. Несмотря на изобретательность мобильных мошенников, наиболее распространенные и практикуемые ими сценарии давно известны, сотрудники милиции предупреждают граждан: не попадитесь на один из них.

Сценарии обмана

«Трагедия». Незнакомец сообщает, что близкий человек попал в неприятную историю. Перезвоните человеку, с которым якобы случилось несчастье! Перезвоните тем, кто в настоящий момент может находиться рядом с ним, если вдруг номер вашего родственника недоступен. Любая информация, полученная от неизвестных, нуждается в проверке. «Подарок». Вам позвонили на мобильный телефон и представились сотрудником сотовой компании, абонентом которой вы являетесь. Приятный интеллигентный голос сообщает о выигрыше, обладателем которого вы стали, благодаря лотерее, «проводившейся» оператором. Нужна лишь небольшая формальность - купить одну или несколько карт экспресс оплаты и сообщить их номера все тому же приятному голосу в трубке. Из той же серии: вам звонят представители тех или иных сервисов оператора связи, задают несколько вопросов и делают какое-либо выгодное предложение, например, перейти на более экономичный тариф, при этом вам сообщают, что необходимо с помощью карты экспресс оплаты пополнить счет. «Отсроченный». Вас обманули несколько месяцев назад, вы не получили приз, на который так рассчитывали, диктуя номера карт экспресс оплаты телефонному незнакомцу. Теперь вы наверняка будете более осмотрительны и не попадете на крючок мошенников. Но в один прекрасный день вы совершенно неожиданно узнаете, что недавно получили кредит в банке и сотрудники банка начинают беспокоить вас напоминаниями о сроках погашения задолженности, а вы недоумеваете. Нет это не амнезия. Вы действительно не были в банке, не подавали заявку на кредит, не получали деньги и уж тем более не тратили их. Вы продиктовали свои паспортные данные звонившему вам несколько месяцев назад «представителю» сотовой компании радиостанции или телеканала, как и номера тех злополучных карт, суливших вам приз. Решить проблему можно, только обратившись в правоохранительные органы. При телефонном общении с незнакомцами не нужно предоставлять личную информацию, а тем более диктовать паспортные данные. «Благотворительность». Попытка сыграть на добрых чувствах абонента. Он получает сообщение с неизвестного номера о необходимости найти редкую группу крови для спасения ребенка. В сообщении указывается помер телефона, звонки на который автоматически «облегчают» счет позвонившего. Обычно такие письма с просьбой о помощи мы получаем от знакомых, которые пересылают их от своих знакомых. В любом случае неизвестный номер должен вас насторожить и заставить еще раз задуматься, по адресу ли попадут ваши средства. «Ошибочный перевод». Пользователь получает SМS сообщение о том, что кто-то перевел на его счет определенную сумму, чаще всего она невелика - 30-50 рублей. Через несколько минут приходит и другая SМS-ка с сообщением об ошибке и просьбой вернуть деньги обратно. Чаше всего такие сообщения отправляются через Интернет. В этом случае номер отправителя не сообщается, вместо него па дисплее адресата появляется короткий помер, максимально похожий на служебное сообщение. Подобная уловка рассчитана на порядочность людей, которые захотят вернуть деньги невнимательному абоненту. Проверьте, изменилось ли состояние вашего счета, позвоните оператору и уточните, не было ли пополнений вашего счета в течение дня. «Один звонок». Мошенник звонит жертве на мобильник и сбрасывает звонок до того, как прозвучит ответ. «Жертва» чаще всего из любопытства набирает номер, с которого ей звонили и вскоре получает счет за звонок на «платный» телефон. «Клонирование». Абонент на некоторое время передает свой телефон с СИМ-картой неизвестным лицам (для закачки мелодий или картинок, создания мульти СИМ-карты). Мошенники считывают электронный код СИМ-карты. После чего могут сделать любое количество копий карт, пользоваться связью в разных странах мира за счет абонента. «Тестирование». Абоненту звонят, представляясь сотрудником компании, просят помочь в тестировании сети услуг сервиса нового тарифа и т.п. и набрать определенную комбинацию на клавиатуре мобильного телефона. Эти нехитрые манипуляции могут лишить бонусных баллов либо активировать такую услугу как переадресация, либо переводят деньги со счета абонента на счет мошенника. ОВД по г. Шимановску и Шимановскому району предупреждает: данные сценарии являются мошенничеством и призывает граждан быть бдительными и не поддаваться на провокацию телефонных мошенников. Если вдруг к вам поступил звонок о том, что ваших родственников задержали, позвоните сразу по телефонам: 02, 020 или 2-03-16.