Одна из самых трагических страниц в истории нашей страны - Великая Отечественная… Прошло уже почти семьдесят лет с того момента, как замолкли пушки и отгремели залпы победных салютов, но забыть невозможно о том страшном времени. В благодарность тому поколению, выстоявшему и выжившему вопреки всему, мы, их потомки, должны передать новым поколениям все то, что знаем, что помним… Ведь все дальше в прошлое уходит война, все меньше живых свидетелей тех суровых испытаний, выпавших на долю того героического поколения. Поколения победителей.
В первые дни войны, пока на железнодорожников не распространялась "бронь", 195 работников Шимановского депо ушли на фронт. Те, кто остался, обеспечивали бесперебойную перевозку грузов на фронт и для нужд военной промышленности. В то тяжелое время в депо работал военный цех, в котором отливали мины. Коллектив депо перечислил в фонд обороны более 3 млн. рублей… И хотя, казалось, война была так далеко от стен депо, от нашего пристанционного поселка, и не слышно было ни разрывов снарядов, ни стонов раненых, но ее ледяное дыхание было совсем рядом. Весь коллектив депо работал по суровым законам военного времени, к станкам вставали мальчишки, совсем еще подростки. И скидок на их юный возраст никто не делал: все деповские работали, надрывая жилы, на Победу…
… В 2011 году при поддержке начальника подменного пункта локомотивных бригад Геннадия Петровича Богомазова и всего коллектива локомотивных бригад совет ветеранов нашей первичной организации вышел с предложением и просьбой к начальнику Забайкальской железной дороги об установлении на станции Шимановская памятника всем землякам-железнодорожникам, как участникам войны, так и труженикам тыла, внесшим неоценимый вклад в Победу. Нас поддержали руководители железнодорожных предприятий и администрация города. В качестве монумента мы просили установить паровоз, как первопричину появления на карте Транссиба нашей станции и создания здесь депо, как символ героического труда многих поколений, титаническим трудом посреди тайги проложивших железную дорогу, построивших пристанционные поселки и пустивших по колее первые паровозы. Как символ мужества и стойкости многих шимановцев, наших дедов и отцов, целых династий железнодорожников, не жалея себя, трудившихся в депо в предвоенные, военные и послевоенные годы.
И к нашей всеобщей радости в этом году через Москву этот вопрос был решен положительно. И вот со станции Бурея к нам в Шимановск был доставлен трудяга-паровоз, более чем полвека простоявший на запасном пути. Его привели: машинист Александр Боженков, помощник машиниста Александр Шенкнехт и машинист-инструктор С.Э. Шишов. В течение трех месяцев локомотивные бригады в свое личное время и за свои средства приводили паровоз в порядок. Очищали от сажи и пыли, красили, подготовили ходовую и тормозную части… Большой объем работ был выполнен и на месте установки монумента: совместно с работниками ПЧ-15 произвели укладку и выравнивание шпал, уложили рельсы… На месте выполнения работ постоянно находились машинисты-инструкторы - С.Э.Шишов, А.Е.Косиченко, А.Л.Иванов.
… 30 октября этой же локомотивной бригадой на постамент на вечную стоянку был установлен паровоз серии "Л" - памятник всем железнодорожникам узла, участникам Великой Отечественной и труженикам тыла. Хочется надеяться, что к этому месту будут приходить шимановцы, будут приводить детей и подростков на экскурсии, чтобы они могли прикоснуться к вековой истории локомотивного депо станции Шимановская и почувствовать свою причастность к героическому труду своих дедов и прадедов.