Зимой темнеет рано. Сумерки наступают уже в разгар дня, однако отказаться от поездок на автомобиле готовы немногие. Впрочем, и не стоит отказываться. Достаточно помнить некоторые особенности езды при свете фар и уличных фонарей. Езда в темное время суток опасна потому, что водитель видит только несколько десятков метров освещенной впереди автомобиля дороги и не может точно анализировать дорожные условия и ситуации. Хорошо отрегулированные фары ближнего света освещают дорогу на расстояние 45 метров, дальнего – на 100. Предметы, попадающие в луч света, воспринимаются человеком без деталей, как темные силуэты. С увеличением скорости расстояние отчетливой видимости уменьшается в темноте вдвое по сравнению с дневным временем. Исходя из этого, выдерживайте оптимальный скоростной режим. В населенных пунктах скорость движения не должна превышать 60 км/ч, а на загородных дорогах – 90 км/ч. Перед выездом проверьте все световые приборы, чистоту их стекол. В полном порядке должны быть стеклоочистители, зеркала заднего вида. Лобовое стекло должно быть чистым. Разводы и брызги грязи, которых днем не видно, преломляют свет от встречных машин и запросто могут привести к полной потере видимости. В темное время суток глаза иначе воспринимают расстояния. Ярко освещенные объекты кажутся нам ближе, слабо освещенные – дальше. Свет фар издалека кажется одним пятном. Когда же вы различаете свет от обеих фар, расстояние до автомобиля составляет лишь 300-400 метров. Останавливаясь на неосвещенных участках дороги, оставляйте включенными габаритные огни. Самым опасным на ночной дороге является ослепление встречными автомобилями. Если издалека видно, что у встречного автомобиля включен дальний свет фар – мигните ему фарами, чтобы напомнить о необходимости переключиться на ближний. Если момент упущен и встречный автомобиль ослепил вас, немедленно включайте аварийную световую сигнализацию и аккуратно останавливайтесь, не меняя полосы движения. Не пытайтесь съехать на обочину – там может поджидать не меньшая опасность, к которой вы не готовы. Чтобы избежать ослепления при встречном разъезде, соблюдайте следующие правила. - Переключайтесь на ближний свет фар не позднее, чем за 160-200 метров до разъезда, а перед этим постарайтесь оценить ситуацию впереди: нет ли стоящего на проезжей части автомобиля, пешеходов и дефектов дороги. - При разъезде смотрите не на фары встречного автомобиля, а как можно правее. Держитесь ближе к правому краю проезжей части, выдерживая как можно больший боковой интервал до встречного транспорта. При подъезде к повороту по внутренней стороне дороги не забывайте первыми переключить дальний свет фар на ближний – свет фар встречной машины вам помех не создаст. Возвращаться к дальнему свету можно только после того, как вы поравнялись с встречным автомобилем, иначе вы можете ослепить его водителя. Особое внимание – крутым поворотам дорог, даже имеющим освещение. Фонари на внутренней обочине дезориентируют водителя. Особенно неприятными бывают ощущения при подъезде к повороту малого радиуса. Кажется, что дорога обрывается в сотне метров перед автомобилем. Эта иллюзия кажется вдвойне реальной, когда за поворотом дорога идет под уклон. Постоянно контролируйте скорость движения и дистанцию, не полагайтесь на интуицию, чаще смотрите на стрелку спидометра. Скорость в темноте так же обманчива. Особую бдительность нужно проявлять при движении в населенных пунктах около пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и других мест, где велика вероятность появления на проезжей части пешеходов. В темноте пешеходы зачастую неправильно определяют расстояние до движущегося автомобиля и скорость его движения. Положение усугубляется тем, что пешеход, освещенный светом фар, твердо уверен, что хорошо виден водителю автомобиля, хотя это не так. Пешеход в темной одежде сливается с окружающей местностью и становится видимым для автомобилиста всего за 25 -30 метров. Это расстояние при скорости движения 60 км/ч автомобиль проходит менее чем за две секунды – слишком мало для принятия каких-либо мер.