В то время как мы беседовали с начальником резерва, в соседней комнате с шестью кадровыми проводниками проводила учебу инструктор Е.Н.Назарова. Воспользовавшись перерывом, я попросила ответить каждого из них на простой вопрос: о плюсах и минусах их профессии и что дает им эта работа. И вот что от них услышала.
Е.И.Волкова, проводник с 11-летним стажем: «Работать где-то ведь надо, есть работа – есть зарплата. Плохо то, что я не нахожусь дома, дети выросли без меня. С семьей хочется побыть, но ни в свой день рожденья, ни в их мы не можем собраться вместе».
Е.Ю.Назарова, 14 лет в резерве проводников: «Устраивает то, что есть зарплата, есть соцпакет. Хотя зарплата при такой тяжелой работе должна быть намного выше. Условия работы сказываются на здоровье, приобретаешь букет профессиональных заболеваний».
М.Ф.Граховская, проводником работает более 15-ти лет: «Моя работа дает мне стабильность в жизни и надежную зарплату. Кроме того, это интересная работа. То, что мы редко бываем дома, и то, что в дороге приходится терпеть бытовые неудобства, – это удручает».
Е.П.Муравикова, проводник с 18-летним стажем работы: «Работать здесь – это уже привычка. Нормальная работа. Хотя работать с людьми стало гораздо сложнее – народ стал раздражительнее. Не устраивает то, что дети остаются одни, оставить не с кем».
Супруги Ибрагимовы, проводники также с большим стажем: «Нам легче – мы в поездках работаем на одном вагоне. На работе чувствуешь свою востребованность. Вагон – это дом на колесах, и поэтому в нем мы стараемся создать нормальный микроклимат, комфортную обстановку для пассажиров. Если они довольны и, уходя, благодарят тебя, чувствуешь удовлетворение от работы. Но с возрастом, конечно же, возрастают проблемы со здоровьем, труднее переносить смену часовых поясов. Но побудешь дома два-три дня – и тянет снова в поездку».
В.Павличенко