396-я Хинганская и ее солдаты
396-я Хинганская и ее солдаты В настоящее время все больше и больше внимания уделяется патриотическому воспитанию молодёжи, поскольку ее невозможно воспитать, не говоря с ней на нравственные темы, не прививая интерес и уважение к истории своей Родины, к своим землякам. Наша школа никогда не прекращала работу в этом направлении. В МОУ СОШ №1 вот уже пять лет действует школьный музей, посредством которого сохраняется связь времен. Тот, кто не знает прошлого, обречен на повторение ошибок в будущем. Поэтому актив музея регулярно ведёт поисковую деятельность. Одно из направлений – изучение военно-политической обстановки на Дальнем Востоке в период Великой Отечественной войны. Дальневосточники, как и все советские люди, с первых военных дней всеми делами и помыслами были там, где решалась судьба нашей Родины. Начавшаяся война резко осложнила военно-политическую обстановку на Дальнем Востоке. Япония стала подтягивать свои войска к амурской границе. Войска ДВО и Второй Краснознаменной армии были приведены в полную боевую готовность для охраны дальневосточных рубежей. Готовясь к неизбежной схватке с японскими милитаристами, которые практически каждые сутки нарушали границу, порождая пограничные конфликты в районах Кумары, Игнашино, Джалинды, Константиновки, Поярково, амурские части и соединения оказывали активную помощь действующей армии. На протяжении всей Великой Отечественной войны в войсках армии шла напряженная боевая подготовка с использованием опыта действующей армии. Кроме того, личный состав оказывал большую помощь промышленности и сельскому хозяйству. Совместно с рабочими производились земляные работы, возводились корпуса зданий, строились дороги. Армейские специалисты помогали в ремонте тракторов, комбайнов. Сложились шефские связи с предприятиями и организациями в заготовке дров, угля, торфа. В марте 45-го в Амурской области была сформирована 396-я стрелковая дивизия. Тщательно готовясь к осуществлению Маньчжурской наступательной операции, личный состав дивизии был укомплектован лучшими молодыми бойцами, младшими командирами. Офицерский состав пополнился выпускниками Хабаровского военно-пехотного училища. Дивизия была усилена за счет школ снайперов - подразделений, прибывших с Запада. В августе-сентябре 1945 года Дальневосточный фронт в полном составе принял участие в военной кампании Советских Вооруженных Сил по разгрому наиболее сильной группировки японских сухопутных войск в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Эта кампания представляла завершающий этап Великой Отечественной войны и включала в себя наступательную Маньчжурскую стратегию, Сахалинскую и Курильскую десантные операции, в которых приняли участие войска 1-го, 2-го Дальневосточных и Забайкальского фронтов при поддержке Тихоокеанского флота и Амурской флотилии. Активные боевые действия развернулись на 2-ом Дальневосточном фронте. Перед войсками 2-ой Краснознаменной армии ставилась задача - до 11 августа оборонять государственную границу на участке от Благовещенска до Поярково. Поисковая группа школьного музея собрала большой материал о Хинганской стрелковой дивизии. В ходе исследования мы узнали, что в составе дивизии служили наши земляки: Л.Д. Золотых, Ф.Т. Кваша, А.С. Лабутин, Г.М. Левенок, П.И. Фильцов, И.П. Шемарыкин, В.Ф. Ящук, К.К. Сабиневский. В преддверии юбилейной, 65-й годовщины Великой Победы мы встретились с семьёй Сабиневских, а именно с дочерью К.К. Сабиневского, Ольгой Константиновной Савельевой. О своем отце она рассказала следующее: «О фронтовых буднях моего отца свидетельствуют фотографии, музейные материалы, а вот другая сторона его жизни известна только нам, близким и родным. Я очень счастлива и горжусь своим отцом и тем, что на протяжении многих лет я была рядом с ним. Это был безукоризненно честный, справедливый человек. Родился он 6 мая 1916 года в Смоленске. Это было трудное время. Его отец погиб в 1918 году, и мать растила его одна. Часто голодали, да и надеть было почти нечего. Но папа всегда хорошо учился, а затем поступил в смоленский электротехникум. Там тоже был первым среди студентов: активный комсомолец, спортсмен, музыкант, художник... Чего только не умел он делать! Это был всесторонне развитый человек. Он занимался лыжным спортом, боксом, играл в шахматы, прекрасно писал, играл на мандолине. Папа любил поэзию. Особенно творчество Маяковского и Есенина. Их стихи он мог читать наизусть часами. Помню, впервые, еще совсем маленькой, я с замиранием сердца слушала Есенина, Маяковского, Шолохова. Так в мою жизнь вошла литература и возникла любовь к чтению. Нас, детей, в семье было трое: я, сестра и брат. И все мы навсегда полюбили книги. Наш папа был очень занятой человек: сначала служил кадровым военным, затем работал начальником стройучастка «Амурремстрой», но всегда, даже очень уставший, находил для нас время, чтобы помочь решить трудную задачку, что-нибудь нарисовать. В трудную минуту жизни мы могли прийти в родительский дом, прислониться к такому родному и сильному плечу отца. Какой он был культурный и исключительно чуткий человек! На войне отец был снайпером, а после войны на бывших оккупированных территориях ему пришлось исползать со своими бойцами не один километр, обезвреживая вражеские мины. В трудных ситуациях он сам обезвреживал взрывные устройства, стараясь сберечь каждого бойца. Вот такой это был человек: скромный, добрый, верный и преданный своим идеалам. Он был рядовым коммунистом. Настоящим, без фальши. Свой партийный билет хранил до самой смерти. Горячо любил свою советскую Родину и был настоящим патриотом. Любил одну единственную женщину - мою маму, любил свою семью, своих детей. Когда папе было 86 лет, он покинул этот бренный мир, с честью пройдя свой жизненный путь». Ольга Константиновна передала в архив школьного музея личные вещи, документы, фотографии своего отца. Совет школьного музея принял решение создать папку о Хинганской дивизии и земляках-шимановцах, служивших в ней. P S. Поиск продолжается... О.Киселева, Т. Еремина, руководитель музея СОШ №1